IP-телефония

Об IP-телефонии


IP телефония
 — это технология, которая связывает два абсолютно разных мира — мир телефонии и мир интернет. До недавнего времени сети с коммутацией каналов (телефонные сети) и сети с коммутацией пакетов (IP-сети) существовали практически независимо друг от друга и использовались для различных целей. Телефонные сети использовались только для передачи голосовой информации, а IP-сети — для передачи данных. Технология IP-телефонии объединяет эти сети.

PBXЧтобы перевести цифровые голосовые данные из традиционной телефонной сети в Интернет, необходимо было создать устройство, позволяющее перейти от коммутации каналов к коммутации пакетов — так появились устройства, получившие название «голосовые шлюзы». Их использование позволило вывести телефонный разговор в Интернет, передать его на большое расстояние и принять в любой точке земного шара в обычную телефонную сеть. Эта технология и называется IP-телефонией, а точнее, Voice-over-IP, или VoIP (голос поверх IP).

Рассмотрим, каким образом осуществляется IP-телефонный звонок. Допустим, абонент из города, А звонит абоненту в город Б. Звонок, приходящий из телефонной сети города, А на шлюз в городе, А, оцифровывается, сжимается посредством определенного алгоритма, и в виде IP пакетов передается в IP-сеть. В заголовках пакетов содержится информация о том, на какой шлюз в IP-сети должны приходить эти пакеты. Приходящие на шлюз в городе Б IP-пакеты преобразуются обратно в телефонный сигнал, абонент в городе Б поднимает трубку и разговаривает с абонентом из города А. Конечные потребители услуги могут даже не догадываться о том, как осуществляется этот звонок.

Итак, каковы же плюсы и минусы, связанные с использованием данной технологии. Начнем с преимуществ. Их, собственно говоря, два:

  • IP-разговоры, сжатые с использованием соответствующего кодека и упакованные в пакеты данных, гораздо меньше загружают каналы связи, чем те, которые передаются посредством традиционной технологии.
  • Значительная экономия на телефонных переговорах. Поскольку при IP-телефонном звонке никак не задействован международный (междугородний) телефонный оператор, стоимость этого звонка на порядок меньше стоимости традиционного телефонного соединения, причем тарифы в данной сфере услуг становятся все дешевле и дешевле.

Основным недостатком IP-телефонии долгое время являлось потенциально более низкое качество связи. Причем причиной основного недостатка является основное преимущество — пакетная маршрутизация голосового трафика. При высокой загрузке сети возможны как пропадание части пакетов, так и недопустимо большие задержки при их доставке — отсюда выпадение слов, эхо и помехи. Однако, развитие аппаратуры и технологии, а также самой сети Интернет позволило достичь уровня, когда речь понимается абонентами настолько хорошо, что собеседники не догадываются, что соединение происходит с использованием технологии IP-телефонии.

Технологии IP-телефонии широко используются миллионами пользователей — один из примеров — программа Skype, позволяющая осуществлять телефонные переговоры через Интернет как между компьютерами, так и между компьютером и телефоном, вне зависимости от их расположения на земном шаре.

 

Корпоративное использование VoIP

Какие же преимущества предоставляет компаниям, предприятиям и организациям технология передачи голоса по IP-сетям (VoIP):

  • Снижение затрат на телефонные переговоры за счет прямого подключения к провайдерам IP-телефонии по IP-протоколу (H.323 или SIP) и направления междугородних и международных исходящих вызовов через таких провайдеров.
  • Для организаций с разветвленной структурой пространственно удаленных друг от друга филиалов — объединение всех офисов предприятия независимо от их расположения в единую телефонную сеть с общим номерным планом.
  • А кроме того — существенное снижение затрат на организацию корпоративной сети, а также значительную экономию на телефонных переговорах между подразделениями в процессе ее эксплуатации.
  • Единое управление сетью — достаточно иметь в штате одного квалифицированного специалиста для администрирования всех АТС в сети.
  • Руководителям, ведущим менеджерам, сотрудникам служб on-line поддержки — возможность всегда и в любой точке земного шара быть доступными для корпоративной связи за счет использования на своих ноутбуках или КПК программных телефонов.
  • Возможность интеграции функций голосовой связи и бизнес-приложений (системы голосовой почты, системы интерактивных голосовых меню, call-центры, диспетчерские приложения, CRM).

Основные схемы реализации с использованием IP-телефонии

Для нормального функционирования корпоративной сети необходимо обеспечить конфиденциальность и целостность передаваемой информации. Это обусловило появление технологии Виртуальных Частных Сетей (Virtual Private Network — VPN). Сети VPN предназначены для решения задач подключения конечных пользователей к удаленной сети и соединения нескольких локальных сетей. Под виртуальной частной сетью понимается точечное взаимодействие двух хостов (компьютеров) посредством использования открытых общедоступных сетей, в частности, Internet.

Структура VPN включает в себя каналы глобальной сети, защищенные протоколы и маршрутизаторы. Хост, который инициирует процесс установки виртуального частного соединения, принято называть клиентом VPN. Хост, с которым устанавливается соединение, принято называть сервером VPN. Сеть общего доступа, через которую осуществляется взаимодействие двух хостов, называется магистралью виртуальной частной сети (transit internetwork). В принципе, в качестве магистрали VPN может выступать любая открытая сеть, но наиболее часто используется Internet.

Технология виртуальных частных сетей позволяет решить проблему безопасного (при использовании шифрования) и надежного соединения двух подсетей. Сервер VPN может одновременно обслуживать нескольких клиентов VPN. В случае, если клиент VPN является маршрутизатором локальной подсети, доступ к VPN могут получить все IP-устройства этой подсети. Объединение удаленных локальных сетей в виртуальную сеть корпорации осуществляется с посредством так называемых «виртуальных выделенных каналов», для организации которых используется механизм туннелирования. Инициатор туннеля преобразует пакеты локальной сети (в том числе, пакеты немаршрутизируемых протоколов) в новые IP-пакеты, содержащие в своем заголовке адрес этого инициатора туннеля и адрес терминатора туннеля. На противоположном конце терминатором туннеля производится обратный процесс извлечения исходного пакета.

Как уже отмечалось выше, при осуществлении подобной передачи требуется учитывать вопросы конфиденциальности и целостности данных, которые невозможно обеспечить простым туннелированием. Для достижения конфиденциальности передаваемой корпоративной информации необходимо использовать некоторый алгоритм шифрования, причем одинаковый на обоих концах туннеля.

Для создания VPN на базе оборудования и программного обеспечения от различных производителей необходим некоторый стандартный механизм. Таким механизмом построения VPN является протокол Internet Protocol Security (IPSec), который описывает все стандартные методы VPN. Этот протокол определяет методы идентификации при инициализации туннеля, методы шифрования, используемые конечными точками туннеля, и механизмы обмена и управления ключами шифрования между этими точками.

 

IP-телефония: Объединение офисов

На сегодняшний день существует целый ряд компаний, главный офис которых находится вдали от филиалов. Эти филиалы могут находиться как в разных частях одного города, так и в различных городах и даже государствах. Это и строительные компании, и банковские структуры, также и торговые организации с наличием розничных точек в различных регионах, туристические агентства и т.п.

Для таких компаний рано или поздно возникает вопрос о необходимости постоянной надежной связи между филиалами. Традиционные методы телефонной связи для этих целей являются не совсем удобными, громоздкими, да и вообще нерентабельными. Для того, чтобы позвонить, например, из центрального офиса, находящего в Москве, в филиал, находящийся во Владимире, Санкт-Петербурге и т.п. необходимо совершить междугородный звонок через телефонную сеть общего пользования (ТФОП) путем набора 10-значного кода. Подобный набор происходит и при осуществлении звонка между офисами в пределах одного населенного пункта. В связи с этим, значительно вырастает статья расходов на междугородную и межзоновую связь.

Ещё недавно для объединения двух офисов, находящихся в различных зданиях в единую телефонную сеть, необходимо было прокладывать кабели связи или устанавливать дорогостоящее оборудование уплотнения телефонных линий. При этом стоимость данной процедуры была огромной.

Бурное развитие IP-сетей (Internet) привело к созданию новых технологий, позволяющих осуществлять голосовую связь по цифровым сетям передачи данных. Данная технология получила название IP-телефонии. Крупнейшие производители офисных АТС стали активно использовать ее в своем оборудовании, встраивая в АТС модули IP-телефонии.

Такие АТС, получившие название IP-АТС, обладают рядом преимуществ по сравнению с классическими телефонными станциями. Главным из них является возможность объединения офисных АТС, находящихся в разных районах города, разных городах или странах в единую информационную структуру. При этом используются уже существующие каналы передачи данных без необходимости вложения значительных средств в построение собственной телефонной сети. Это позволяет значительно увеличивать количество абонентов одной телефонной сети, независимо от их территориального местоположения.

Компания Виктел-Самара предлагает Вам объединить территориально распределенные офисы в единую корпоративную телефонную сеть с помощью IP-ATС Panasonic, Samsung, LG и прочих производителей.

Следует отметить, что возможно включение в единую сеть как уже существующей ATС, так и организация телефонной связи «с нуля». С помощью IP АТС Panasonic можно создать единый план нумерации и присвоить короткие внутренние номера всем абонентам Вашей корпоративной сети. Это позволит быстро и удобно звонить в филиалы, набрав короткий внутренний номер сотрудника компании. Кроме того, входящие вызовы головной АТС могут поступать операторам, находящимся в других филиалах. На системном телефоне возможна индикация состояния удаленного абонента.

Так, если сотруднику центрального офиса необходимо позвонить в филиал, находящийся, например, в Оренбурге, то следует лишь набрать внутренний номер находящегося там абонента без набора длинного междугороднего номера. Кроме того, этот сотрудник сможет звонить на городские номера Оренбурга через внутреннюю АТС своего оренбургского филиала без использования междугородней связи. Таким образом, помимо удобства соединения с рассредоточенными офисами компании, Вы сможете сократить расходы на междугородную связь, поскольку звонки между филиалами совершаются абсолютно бесплатно. Стоимость телефонных переговоров между филиалами и штаб-квартирой компании сводится к нулю, поскольку теперь переговоры осуществляются через корпоративную сеть компании. Оплачивается только Интернет трафик.

Для приблизительного расчета: 60 минут разговора составит 7–10 Мб IP трафика, т. е. час переговоров между Москвой и Самарой будет стоить не 290, а всего 6 — 9 рублей. Как итог — не только экономия ресурсов Вашего предприятия, но и ускорение взаимодействия между его подразделениями.

Объединение удаленных офисов позволяет:

  • экономить на междугородных и международных звонках;
  • организовать единый план нумерации с помощью IP АТС Panasonic без использования постоянно перегруженной телефонной сети общего пользования (ТФОП);
  • проводить видеоконференции и селекторные совещания внутри корпоративной сети;
  • Интеграция с GSM сетями: переключения вызова на мобильный телефон нужного абонента, междугородные и международные звонки с мобильного телефона через IP АТС Panasonic — существенная экономия денег.